Коллегам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Муниципального образования  город  КРАСНОДАР

УТВЕРЖДАЮ
Директор    МБОУДОД ЦРТДЮ
М. Д. Ибрагимова_____________
(Ф.И.О., подпись)
протокол педагогического совета
от   «  29 »    августа 2014  г.  №1.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

«Детская фантазия»
(наименование объединения)

«Детская фантазия»
(наименование учебной дисциплины, курса)

1 год
(срок  реализации  программы)

модифицированная
(вид программы)

6 лет
(возраст обучающихся)

Кириленко Юлия Владимировна
(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)






Краснодар

2014

Пояснительная записка.

          «Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
                                  В. И. Сухомлинский.
                   «Чем больше мастерства в детской
                                   руке, тем умнее ребенок».
                                           В. Сухомлинский.

Декоративно-прикладное искусство-вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющий в себе эстетическое и практическое начала. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей.
Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных работ и техник: различные виды аппликации, мозаика из различных материалов, конструирование из бумаги, природного и подсобного материала,  лепка из пластилина, плетение из бисера и многое другое.
Дошкольники становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий декоративно-прикладного искусства в которых сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество.
Модифицированная рабочая программа дополнительного образования «Детская фантазия» реализуется в рамках  художественной направленности.
 Программа разработана для обеспечения развития творческих способностей детей дошкольного возраста,  сплочения детского коллектива,  обретения новых друзей в стенах объединения.
 В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Новизна данной программы заключается в том, что в нее вносятся новые понятия, оригинальные виды творчества, которые радуют детей своей неповторимостью. Занятия проходят в увлекательной игровой форме с использованием информационных технологий.

      Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к декоративному искусству, которое основано на народных традициях, происходит формирование художественного вкуса детей, творческих и личностных качеств.
 Открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом и даёт возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, отвечает потребностям детей, запросам родителей.

       Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение, формирование эстетического вкуса.
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.

     Цель программы - создание условий для развития творческих способностей детей посредством декоративно - прикладного творчества,  реализации личностных качеств ребёнка.
Задачи дополнительной образовательной программы:

Обучающие:
- обучить трудовым навыкам при работе с   тканью, нитками, бумагой, бисером, пластилином;
- углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;
- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать образное, логическое мышление, внимание, фантазию, моторные навыки;
- формировать эстетический и художественный вкус.


        Воспитательные:
-прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного    творчества;
- воспитывать нравственные качества у ребёнка;
-воспитывать терпимость, уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- содействовать формированию всесторонней развитой личности.

Учащиеся будут владеть компетенциями:
1)    Способность познавать мир через художественные образы;
2)    Способность взаимодействовать, внимательно и уважительно относиться к людям;
3)    Владение основными приёмами художественного творчества;

       Отличительные особенности: данная программа отличается от уже существующих тем, что она объединяет разнообразные виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также тем, что при создании поделок можно использовать смешанные техники.
 Работы по программе выполняются на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей  обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на обучение детей 6 лет. В группу принимаются все желающие как девочки так и мальчики. Наполняемость группы 10 человек.
При наборе детей в объединение проводится анкетирование и беседа с родителями, с помощью которых удается выявить любимое занятие ребенка, его  увлечения, интересы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа содержит теоретическую и практическую части. Рассчитана на 1 год обучения-144 часа в год.

 Формы и режим занятий.
1 год обучения – 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий – 2 занятия по 30 минут для детей 6 лет.


Форма организации деятельности детей на занятии
Групповая.

Формы проведения занятий:
 беседа, практическое занятие, презентация, мастер-класс, открытое занятие, встреча с интересными людьми, вернисаж, аукцион, игра-путешествие, ярмарка, выставка.

      Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
     Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1.     Начальный контроль (сентябрь)
2.     Текущий контроль (в течение всего учебного года)
3.     Промежуточный контроль (январь)
4.     Итоговый (май)

Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения ребёнок будет знать:
-   правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
элементарные трудовые умения при работе с тканью, бумагой, простейшими инструментами (ножницами);
-    виды рукоделия;
К концу 1 года обучения ребёнок будет уметь:
- планировать работу;
- разрезать ткань, бумагу по нанесенным меткам;
- использовать схемы выполнения;
- располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму;
-  расходовать экономно материал;
обращаться бережно с инструментами;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
изготавливать подарки, сувениры;
- владеть умениями, обеспечивающими культуру труда;
У ребёнка будут развиты:
- образное, логическое мышление, внимание, фантазия, моторные навыки, творческие способности;
-  интерес к декоративно-прикладному искусству;
 эстетический и художественный вкус;


У ребёнка будут воспитаны:
- любовь к  своей Родине, к истокам народного    творчества;
- нравственные качества;
-  чувство самоконтроля, взаимопомощи.
- уважительное отношение к труду;

По окончании первого года обучения учащиеся должны овладеть   компетенциями:
1)           Творчески импровизировать на заданную тему;
2)           Выполнять работы по представлению и впечатлению;
3)           обучены применять в работе разнообразные изобразительные средства и
4)           приемы;
 5)  гармонично развивать свои творческие способности в объединении и в  семье;

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Подведение общих итогов реализации программы осуществляется через:
-итоговое тестирование детей на знание основных теоретических вопросов по содержанию программы;
- участие творческих работ воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня;
- проведение мастер-классов, творческих мастерских, открытых занятий.
Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Оценка должна быть объективной и  обоснованной. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных изделий. Коллективные просмотры и обсуждения выставленных работ помогают обучающимся еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть свои ошибки и объективно оценить работу свою и других.








 Учебно-тематический план.

1 год обучения.

№ п./п.

Раздел, тема
Количество часов

Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Знакомство с содержанием работы. Знакомство с материалом, его свойствами, назначением.
2
2

2
Лепка из пластилина.
22
6
16
3
Торцевание.
26
8
18
4
Аппликация.
30
8
22
5
Бисероплетение.
28
8
20
6
Поделки из природного материала.
36
10
26
7
Итого:
144
42
102



























Содержание образовательной программы.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием работы. Знакомство с материалом, его свойствами, назначение.
Теория: Знакомство с группой. Анкетирование родителей. Порядок и содержание работы объединения на год.  Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Начальная диагностика знаний, умений и навыков (анкетирование).
Организация рабочего места. Правила поведения и требования к обучающимся.
Тема 2Лепка из пластилина
Теория. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала пластилин. Правила работы с пластилином. Основные инструменты и приспособления. Основные приёмы лепки.
Практика. Порядок выполнения поделок из пластилина.
Тема 3. Торцевание.
Теория.  Знакомство   с историей, технологией и методами работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика.  Маленькие цветные кусочки бумаги с помощью палочки складываются, словно мозаика, в единую картинку. Каждый готовый кусочек бумаги нужно брать, придерживая его по центру с помощью палочки, при этом бумагу надо смять, прижав ее к палочке. После этого, каждая торцовка слегка макается в клей и наклеивается в нужном месте. Приклеивать торцовки нужно достаточно плотно, чтобы не оставалось свободных промежутков.
Тема 4. Аппликация.
Теория. Знакомство с различными техниками аппликаций: обрывная аппликация, вырезная аппликация.  Знакомство с другими материалами.
Практика.
Последовательность выполнения работы в смешанной технике аппликации.
Тема 5. Бисероплетение.
Теория. История возникновения бисера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Разновидности бисера.
Разные виды низания (параллельное, круговое или французское и др.). Низание на нитку, леску, проволоку.
Практика.
Технология выполнения разных видов низания, изготовление сувениров из бисера.
Тема 6. Поделки из природного материала.
Теория. Знакомство с разнообразными природными материалами. Подбор природного материала.
Практика. Работа над творческой идеей. Изготовление фигурок из природного материал.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1 год обучения
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приемы и методы организации учебно – воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятий)
Дидактический материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов.
1
Вводное занятие. Знакомство с содержанием работы. Знакомство с материалом, его свойствами, назначением
Беседа
Объяснительный, инструктаж
Инструкции по всем видам ТБ.

тест
2
Лепка из пластилина
Практическое занятие
наглядный
Иллюстрации, готовые поделки
Пластилин, доска
конкурс
3
Торцевание
Практическое занятие
наглядный
Иллюстрации, готовые поделки
Бумага, ножницы, палочка, клей.
конкурс
4
Аппликация.
Практическое занятие
наглядный
Иллюстрации, готовые поделки
Бумага, ножницы, клей.
тест
5
Бисероплетение
Практическое занятие
наглядный
Иллюстрации, готовые поделки
Проволока, бисер, ножницы
выставка
6
Поделки из природного материала.
Практическое занятие
наглядный
Иллюстрации, готовые поделки
Шишки, ракушки, жёлуди и т.д.
выставка







Календарно-тематический план.

п./п.
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
Примечание
1.
Вводное занятие. Знакомство с содержанием работы. Знакомство с материалом, его свойствами, назначением
2


2.
Правила работы с пластилином. Лепка из пластилина. Улитка
2


3.
Лепка из пластилина. Гусеница
2


4.
Лепка из пластилина. Черепаха
2


5.
Лепка из пластилина. Неваляшка
2


6.
Лепка из пластилина. Заяц с морковкой
2


7.
Лепка из пластилина. Кружка
2


8.
Лепка «Корзинка с фруктами»
2


9.
Лепка из пластилина. Пингвин
2


10.
Лепка из пластилина. Рыбка
2


11.
Лепка из пластилина. Бабочка
2


12.
Лепка из пластилина. Уточка
2


13.
Правила работы с техникой «торцевание». «Бабочка».
2


14.
Торцевание «Грибок»
2


15.
Торцевание «Винни пух»
2


16.
Торцевание «Ракета»
2


17.
Торцевание «Солнце»
2


18.
Торцевание «Цветок»
2


19.
Торцевание «Девочка»
2


20.
Торцевание «Птичка»
2


21.
Торцевание «Рыбка»
2


22.
Торцевание «Уточка»
2


23.
Торцевание «Пчёлка»
2


24.
Торцевание «Ёжик»
2


25.
Торцевание «Кошка»
2


26.
Аппликация. «Весёлая гусеница»
2


27.
Аппликация. «Лодочки под солнцем»
2


28.
Аппликация. «Деревенский пейзаж»
2


29.
Аппликация. «Ладошка - осьминог»
2


30.
Аппликация. «Танцующий дельфин»
2


31.
Аппликация. «Причёска для девочки»
2


32.
Аппликация. «Причёска для мальчика»
2


33.
Аппликация. «Рыбка»
2


34.
Аппликация. «Полосатый кот»
2


35.
Аппликация. «Закладка для книги»
2


36.
Аппликация. «Ангелочек»
2


37.
Аппликация. «Утёнок»
2


38.
Аппликация. «Лебедь на пруду»
2


39.
Аппликация. «Цветик семицветик»
2


40.
Аппликация. «Улитка»
2


41.
Бисероплетение. Правило работы с проволокой.  Плетение   «Фрукты», «банан»
2


42.
Плетение из бисера «клубника»
2


43.
Плетение из бисера «яблоко»
2


44.
Плетение из бисера «ананас»
2


45.
Плетение из бисера «вишня»
2


46.
Плетение из бисера «груша»
2


47.
Плетение из бисера «Овощи», «баклажан»
2


48.
Плетение из бисера «свёкла»
2


49.
Плетение из бисера «морковь»
2


50.
Плетение из бисера стрекозы
2


51.
Плетение из бисера пчелы
2


52.
Плетение из бисера «Посуда», «кастрюля»
2


53.
Плетение из бисера «ложка»
2


54.
Плетение из бисера «вилка»
2


55.
Поделки из природного материала. Лягушка из камушка
2


56.
Паук из каштана
2


57.
Гусеница из ореха
2


58.
Чебурашка из жёлудя и ракушки
2


59.
Ёж из каштана
2


60.
Рыбка из жёлудя и листьев
2


61.
Петух из жёлудя, пера и шишки
2


62.
Собака из шишки
2


63.
Вертолёт из шишки и ореха
2


64.
Сова из шишки
2


65.
Лебедь из ракушек
2


66.
Гусеница из каштана
2


67.
Краб из каштана
2


68.
Пингвин из шишки
2


69.
Композиция «Морская фантазия» из листьев
2


70.
Лиса из шишек
2


71.
Цветочек из камушков
2


72.
Бабочка из листьев
2



Итого 144 часа

















Список литературы для педагога:

1. Абрамова А.С. Поделки из цветной бумаги. Альбом самоделок.- Калининград 1990
2.  Артамонова Е.В. Бисер.- М.: Изд-во Эксмо, 2005
3. Богатеева З.А. "Занятия аппликацией в детском саду" / Москва: "Просвещение", 1971год
4. Васильва А.В. Уроки занимательного труда. М. «Педагогика», 1987
5. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
6.  Гусакова М.А. Аппликация.- М,- «Просвещение»,1992
7.  Журналы для детского творчества “Я Дизайнер” 2005–2007 года
8. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.
9. Мастерилка «Игрушки из природного материала»- Карапуз 1997
10. Хафизова Н.А. «Поделки из природного материала»- Издательство АСТ Москва 2008.




























Список литературы для обучающихся:

1. Азбука бисероплетения: практическое пособие/ авт.сост. Ю.В. Гадаева.- СПб.,1998.
2. Декоративно-прикладное искусство. – Межвуз. Сб., М-ск. 1994.
3.  Джексон - «Поделки из бумаги» 1998 г.
4. Конышева Н. М.  Наш рукотворный мир.– Москва, 2002
5. Новикова И. «100 поделок из природного материала». Ярославль, Академия Холдинг, 2003
6.  Сост. О. В. Парулина «Мир игрушек и поделок». – Смоленск: Русич, 2000
7. Лыкова И. – Мастерилка. «Шишка, жёлудь и ракушка». - Карапуз
8. Лыкова И. – Мастерилка. «Морская лепилка».- Карапуз
9. Лутцева Е. А. «Ступеньки к мастерству». – Москва, 2003.
10.  Конышева Н. М. Чудесная мастерская. – Ассоциация 21 век.




Комментариев нет:

Отправить комментарий